mamasha_hru (mamasha_hru) wrote,
mamasha_hru
mamasha_hru

Category:

метод естественных последствий

Очень популярная в современной воспитологии  вещь: «метод естественных последствий». 

Метод предполагает, что ребёнок должен учиться на своих ошибках. Собственный негативный опыт стоит больше чем десяток (сотня, тысяча) родительских наставлений. Это понятно, просто и эффективно. И не надо стоять у ребёнка над душой и капать при этом на мозги.  В принципе – да. Много раз да! Но по мере роста собственного чады, понимаю что не всё так радужно.

            В методе естественных последствий есть один хитрый подвох, дети его ясно чувствуют, но не могут в нем разобраться, а тем более уличить взрослых.

            Дело в том, что ребёнок очень рано начинает понимать: одни и те же действия на практике могут иметь самые разнообразные последствия. В зависимости от сопутствующих обстоятельств. Так, если каждый день бросать с крыши бутылку, то один раз она мирно улетит в кусты, а другой раз упадёт кому-то под ноги.  А на третий срикошетит от водостока и разобьется  на балконе. Или застрянет в ветках дерева. А на четвёртый раз  придёт дворник, отберёт бутылку и надерёт всем уши.

            Перебегая дорогу можно попасть под машину, а можно и не попасть. Прыгая с дерева можно подвернуть ногу, можно сломать ногу, можно сломать шею, а можно ничего не сломать и даже не удариться ни разу. Причём мама на прыганье с дерева отреагирует не по результатам прыганья, а в зависимости от своей усталости, настроения и  неприятностей на работе. То есть естественных последствий у любого действия огромное множество. И наступление негативных последствий – это всего лишь один из возможных вариантов, а никак не закон жизни.

            Да, есть случаи, когда негативные последствия наступают немедленно и практически неизбежно. Так, от хватания горячего утюга практически неизбежно наступает ожог. Но в таких случаях гораздо эффективнее и безопаснее провести с ребёнком показательный эксперимент на тему "что будет, если…", чем дожидаться естественных последствий в виде ожога. И уж тем более ни одна мать не станет дожидаться естественных последствий перебегания  дороги или свешивания с балкона.

            Кроме того, чем младше ребёнок, тем больше негативные последствия его действий сказываются не на нём самом, а на родителях или окружающих. Ну что за горе пятилетнему ребёнку от утопленной мобилки? Или. Подросток прыгал с дерева и вывихнул ногу. Нога перестала болеть через 2 часа. А мать вынуждена отпрашиваться с работы и иметь кучу неприятностей. Непосредственные, наглядные и убедительные  последствия для ребёнка наступают слишком редко и нельзя полагаться только на них. Родители вынуждены устраивать ребёнку искусственно созданные неприятности, которые собственно и суть – наказания.

            Еще один пример недопустимых, хотя и вполне естественных последствий. Малыш изрезал собственные зимние сапоги. Естественное последствие в данном случае – ребёнок гуляет босиком или не гуляет вообще. Но ему, разумеется, купят новые сапоги, а в качестве "естественных последствий" демонстративно не купят вон ту большую красивую машинку. Так не честнее ли наказать ребёнка, и взять  ответственность на себя, чем прикрываясь "методом естественных последствий" свалить всё на малыша?

            В качестве  иллюстрации к методу естественных последствий часто рисуют такую картину: ребёнок вопреки возражениям/прямым запретам родителей утащил свою тарелку с супом в гостиную (к телевизору) и там нечаянно  разлил его на ковёр. Естественное последствие накоенного -  чистка ковра провинившимся. Но допустим, в это момент друзья зовут сына на ответственную футбольную встречу. Вопрос – идти на принцип и заставлять чистить ковёр немедленно или отложить чистку на два часа? Предположим, пошли на принцип и заставили чистить немедленно. Но ребёнок не дурак. Он прекрасно понимает, что остался без футбола не потому что разлил суп, а потому, что родителям попала под хвост педагогическая вожжа… А разрешили отложить?  Что ж, то что можно отложить на два часа, можно отложить и до вечера. И до завтра. А потом свернуть ковёр и отнести его в чистку.  Родители лукавят убеждая ребёнка, что действует схема "нашкодил → убрал за собой". На самом деле схема куда сложнее: "нашкодил →имеет место грязный ковёр →родители недовольны →родители полагают , что ребёнок должен убрать за собой →ребёнок убрал  (потому что иначе будут санкции)" Конечно он не держит в голове эту схему, но интуитивно догадывается о существовании промежуточных звеньев. Мало того, понимает, что именно они играют ключевую роль. В данном случае ключевую роль играет недовольство родителей. А степень этого самого недовольства зависит не  столько от действий ребёнка, сколько от всяких попутных взрослых обстоятельств. Да, некоторые продвинутые родители умеют миновать стадию недовольства и остается голый педагогический принцип. Но стоит вообразить на месте принципиальных родителей беспринципную бабушку, готовую без звука убирать за любимым внуком, как сразу становится понятно – уборка, это естественно последствие родительских установок. А естественное последствие разлитого супа – это грязный ковер. И не более.

            Иногда в качестве "естественного последствия" предлагается оставить ребёнка без обеда. Мол, разлил суп – всё. Супа больше нет. Однако это справедливо, только если супа действительно больше нет. И другой еды тоже больше нет. В противном случае  невыдача еды – это тоже следствие родительского принципа.

            Та же ситуация с невыдачей подростку дополнительных карманных денег, в случае их досрочной растраты. Подросток останется без денег не потому что он их растратил, а потому что родители не выдадут дополнительные деньги. Из принципа. Это не значит, что родители не правы, и деньги нужно дать, супом накормить и за ребёнком всё убрать. Но не нужно выдавать эти совершенно справедливые санкции за "естественные последствия". Хочется сразу заметить – не стоит преподносить эти санкции и в качестве классического наказания. По принципу: Ах так! Ну получи фашист гранату! Лучше всего если родительские требования будут заранее установленными правилами, согласно которым живёт семья. Тогда лишение супа/денег/мультиков и других радостей, а также общественные работы на благо семьи не будут восприниматься как блажь тиранов-самодуров.  Но это конечно при условии адекватного набора правил. Если вместо него в семье действует единое правило «кто не слушается родителей, тот немедленно огребает по самое немогу», то  все педагогические тонкости идут погулять до вправления мозгов родителям.

            Итак, возвращаясь к методу естественных последствий. Сам по себе метод, как и всякий инструмент, не плох и не хорош сам по себе. Всё зависит от грамотности его применения. Есть ситуации, когда именно он является самым эффективным. Например в классической ситуации «Оденься, ты замерзнешь» Конечно лучше один раз дать ребёнку основательно замерзнуть, чем иметь 150 скандалов на эту тему. Но этот метод имеет ряд существенных ограничений. Естественные негативные последствия, которые родители могут сознательно допустить, должны быть а) настоящими, а не сфабрикованными самими родителями, б) не нести угрозы жизни и здоровью ребёнка, в) не причинять серьёзного ущерба имуществу, г) не вызывать крупных неприятностей у родителей д) не ущемлять интересы окружающих. И еще. е) не делать родителей … вот, не подберу правильного слова. Лучше пример приведу. Ребёнок до поздней ночи писал в школу реферат. И утром его дома забыл. Мама, к примеру, имеет возможность этот реферат принести ребёнку в школу, не далеко. Но мама решает, что самое время воспитывать в сыне аккуратность и собранность. Методом естественных последствий. Не  собрал портфель с вечера – заимел в школе кучу неприятностей. Наглядно, убедительно, и соответствует требованиям «а – д» . Но ясно же , что мама в данном случае поступает, как раньше говорили «не по товарищески». Возможно ребёнок действительно начнёт собирать портфель с вечера, но вот мамин имидж пострадает. Техническая победа, но проигрыш по очкам.

            Таким образом, когда речь идет о методе естественных последствий в качестве основного  подхода в воспитании ребёнка, для меня это звучит как использование чеснокодавилки в качестве основного инструмента на кухне. Ну… можно конечно… но на практике чеснокодавилкой удобно делать только одно. Правильно. Давить чеснок.

Tags: дети
Subscribe

  • Купить ковер Киев недорого

    Осваиваем продвижение на примере магазина ковров. Текст под катом лучше не читать, он для чтения живым человеком вобще не предназначен. Для живых…

  • медицинское

    Закончила курсы первой помощи. Организованы министерством здравоохранения "в связи с многочисленными обращениями граждан". Курсы оказались…

  • (no subject)

    Какой у нас чудесный онколог в поликлинике работает. "Пока", говорит, "я у вас ничего не нахожу". Это называется профессионально…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments